|
Ну, всё, началось
Вообще-то более разнузданного продюсерского шабаша мы давненько не видели. Три переноса сроков выхода, два переименования проекта, один — в последний момент, при этом полный заговор молчания — бригада Эрнста всю дорогу строила народу невинные глазки и произносила риторические мантры про «придёт время, и вы всё узнаете, что мы думаем по этому поводу». Время пришло. Отгремела первая волна промоушена, успели два раза смениться увешанные на всю страну плакаты фильма, наступил 2006 год, и «первый фильм» этого самого года разудало вышел на экраны, тут же устроив форменное безобразие у кинокасс. Настала пора сорвать завесы и подключить горсвет — сколько можно зрителю блуждать в потёмках. Будем уже поговорить о самом громком, он же пока единственный, отечественном проекте стартовавшего сезона. Поскольку никто толком, в меру очевидно не угасшего новогоднего перегара, кино ещё не видел, поговорить будем аккуратненько, дабы не наспойлерить раньше времени.
Да у них тут шабаш форменный!
Самое удивительное, что могло произойти с фильмом при столь затянувшейся паузе между оригиналом и сиквелом, это невероятный случай сохранения стилистики и авторского подхода. По сути, смутные полуторалетние воспоминания — это всё, на чём мы могли основывать наши ожидания относительного данного кинопроекта. «Дневной Дозор» с самого начала был раздражителем — первый, как теперь оказалось, в целой череде т.н. «отечественных блокбастеров», он по первому и последующим впечатлениям был трэшов, исполнен ёрнического потустороннего юмора, лаконичен в визуальных решениях и переполнен знаковым, практически фирменным подходом к продакт-плэйсменту. Кроме того, он же отличался серьёзным подходом к главгероизму. Главгерои в нём на протяжении фильма были неоднократно, не по-голливудски биты, возможно даже ногами, а потому отличались специфической дикцией человека на грани клинической смерти и такими же примерно физиономическими изысками.
Также, кто помнит, соавтор сценария и автор оригинального романа Сергей Лукьяненко отличился в позапрошлом году куда меньшим, чем на то рассчитывала армия фОнатов книжки, пиететом к собственным героям, что выразилось в совершенно необъяснимых простой человеческой логикой вольностях с сюжетом и его героями. В результате всех факторов кино получилось задорное, но местами невнятное, требующее массы допусков и большой доли юмора при просмотре, такое во всех смыслах сумрачное городское фэнтэзи про Ватутинки и «воронку из ворон». И рэпак в финале про «он стал пить не по-детски». Именно таким, ретроспективно, запомнился нам «Ночной Дозор».
У фильма была своя едва ощутимая, тонкая атмосфера, которую, как казалось, спустя полтора года съёмок, сохранить ну никак не удастся. Собственно это и было для меня главным вопросом, который я задавал себе перед просмотром. Не нравятся мне продюсерские игры, вот и приходится опасаться. Другое дело, что буквально с первых же кадров стало понятно — игры-играми, а Тимур Бекмамбетов на главный вопрос сумел ответить чётко и без загадочных мантр и пассов руками. Перед нами — не смотря ни на что — «Ночной Дозор 2», на просмотр какового зазывал ещё «тот самый рэп».
Фильм со всевозможной тщательностью воспроизводит все ключевые точки фильма первого: историческая отсылка, погружение в сумрак со страшной силой, появление на экране Городецкого, побивание его ногами, Ольга-Светлана-Егор-Завулон-Гесер, неоднократный продакт-плэйсмент с отягчающими обстоятельствами, обязательная сцена с лопухом-Куценко, обязательная сцена с погоней по Москве на жОлтом грузовике (два раза), потом один «условно-удачный» авиаперелёт на грани аварии, в конце — затягивание и торжественное разрубание гордиева узла главной моральной коллизии фильма под скрежет рыцарских клинков. Патетический финал. Титры.
Причём общность эта вовсе не внешняя — тщательность и филигранность подхода Бекмамбетова радует глаз даже в таких тонких деталях как шуткоюмор: «Старый… эээ… мельник», «понаехали тёмные в Москву без регистрации», «он же у меня ранимый», «мож лучше по лестнице?» и прочие радости. Зал большую часть времени напряжённо молчал, очевидно, не понимая, я лично — тихо радовался. Браво, режиссёр, брависсимо, сценаристы! Если первая часть «Дозоров» во многом была автопародией, то «Дневной» имел на что в этом смысле равняться. И разошёлся в этом плане не на шутку.
Атмосфера фильма, его сюжетные посылки и визуальные решения оказались настолько плотно подогнанными встык к первому фильму, что единственным признаком того, что фильм был доснят всё-таки «в наши дни», остаётся разве что умело пробитый головой Городецкого плакат «9 роты». А так — звукозапись (замученный малоразличимый хрипоток Хабенского на фоне диких воплей буквально каждого персонажа, включая второстепенных), операторско-монтажная нарочитая, отточенная «расхлябанность», фирменные выкрутасы с грузовиком и многочисленные погружения в сумрак.
Вот этим самым ножом
Другое дело, что раньше это были неуверенные шаги в стиле «уж вот так вышло». На поверку же оказалось, что вышло — как надо, потому в продолжении и звуковики, и операторы, и мастера спецэффектов уже чувствовали себя более свободно и уверенно, твёрдой рукой разрабатывая полученную в руки золотую жилу. Завулон, как и было обещано, попал под трамвай, Антон в женском платье переходил финскую границу под градом комаров и Плети Шааба в виде електрического провода повышенной ударной мощи, Алиса ломала мебель в гостинице «Космос» и насаждения в виде Останкинской башни и колеса обозрения, что на том же многострадальном ВДНХ.
Перечислять все разнообразные и в разной степени извращённые способы погружений в сумрак вообще бессмысленно — так их много и такие они вычурные, тем более что в массе они были представлены в тех же роликах, что сейчас вовсю идут по центральным каналам. Да, второй фильм получился куда более фантастическим, потому как практически за те же деньги создателям удалось наворотить всякого «по мотивам», значительно оживив и расцветив, чего там говорить, бедноватую палитру «Ночного Дозора». Живо, бодро, куда более цельно, понять где тут сумрак, а где нет, и что вообще такое сумрак — в этом фильме уже совсем несложно, уроки первого фильма учтены. Если первый фильм мог быть где-то визуально спорен, второй уже крепко стоит на ногах и глаз откровенно радует.
Мало ли в Москве этих шапочек!
Но, граждане, трамвай не резиновый, тут уж или спецэффекты, или сюжет. Нет, он в фильме есть, но он в нём как бы это сказать… ни на что не влияет. Есть финальная точка, куда, хошь-нехошь, он рано или поздно придёт. А чего там кого поменяли телами, какие там «попугаи» на лимузинах разъезжают, какие там Инквизиторы шастают, какие там Великие всю дорогу недобрым словом поминаются (их там в итоге, как, впрочем, и в оригинале у Лукьяненко, целые сады). Ну и, пусть их, вампиры «лицензиями на отсос» размахивают, злые и жадные дети светлых магов бегают по подворотням и ширяются чем попало, это всё, граждане, дело десятое.
Весь фильм центральными персонажами совершаются некие бессистемные действия (себе на уме, как обычно, один лишь Завулоша в синих трениках, да и тот… колечко-то, ага, да и чего он добивался своим «йойо» — непонятно в принципе), кто-то кого-то ловит (упс, нет, таки не ловит), кто-то кого-то любит (часто — в несколько извращённой форме), Мел этот, который Судьбы, таскают по карманам все, кому не лень, пишут всякое на стенах, толку никакого. Когда в итоге мелок достаётся Городецкому, то он и вовсе рисует на стене разрушенного дома («стеночка-то осталась», повторить пять раз за фильм, потом ещё два раза перед сном натощак), что бы вы подумали, слово из трёх букв. Если вампиры из первой серии хотели поступать в педагогический, то Городецкому с такими талантами впору поступать в литературный. Группа московских фантастов, промелькнувших в фильме в эпизоде под названием «школа горсветлых магов», как раз сможет ему в том оказать протекцию.
Большая же часть второстепенных персонажей либо быстро погибает после двух ключевых сцен со своим участием и двумя репликами, либо просто теряется в массовке. Сценаристы как не знали, что делать с такой массой народу, так и поубивали всех к чертям «в фильме втором».
Самым занятным образом в фильме, по традиции, выступает Гесер. Нет, он уже почти не орёт на подчинённых на планёрках, но зато успевает меж череды проваленных напрочь операций подработать фотографом на свадьбах, днях рождения и похоронах в одном флаконе. Стоит ли упоминать, что сюжет фильма имеет вовсе мало общего с сюжетом оригинального романа, а в финале с ним прощается окончательно, не то отрезая себе пути для производства дальнейших сиквелов, не то открывая себе светлый путь для, в дальнейшем, совсем уж полной отсебятины «по мотивам», что в свете выхода романа с недвусмысленным названием «Последний Дозор» и вовсе обещает такой простор для фантазии, что ух.
На самом деле дозориана всегда представлялась эдаким замечательным прототипом именно что для «полубесконечного» сериала в стиле «Звёздных врат» или «Горца» — есть вот такой мирок, придумывай очередные расследования, цирк с конями Апокалипсиса и разборки Дозоров чередой. Вполне милый был бы проект, на полном серьёзе щас говорится. Идею — дарю.
Должен узнать! Это судьба!
В итоге если фильм первый производил впечатление «найн, нихьт, нет, не хватило денег», то второй даже по прошествии массы переносов выхода и я уж не знаю какой массы перемонтированных версий оставляет всё-таки впечатление «найн, нихьт, нет, не хватило времени на сценарий». Кино занятное, интересное, цельное в смысле окончательно утвердившейся концепции и стилистики, но совершенно рыхлое в смысле сюжета. Присмотримся к этим древним артефактам — мелок, «йойо» и палка-копалка. Что такое горсвет и зачем Завулону эти козни — не понятно, как и прежде. Иных за пределами границ Москвы и (чутка) Самарканда — как не было, так и нет. Кто такие Инквизиторы в двух лицах в интерпретации Бекмамбетова — это такие злые дяди с большими ушами, постными мордами и непонятными даже им самим целями («значит, начнётся война!» — копирайт).
Остаётся наслаждаться (правда, красиво) визуальным рядом и бодрыми, действительно на уровне (не см. «Мастер и Маргарита») спецэффектами. Можно и нужно смеяться над множеством наполняющих фильм шуток, можно и нужно умиляться романтическими линиями, два-три штриха, мастерских, вот вам амор, и глаза так — ух! Трюки — на высоте, операторских находок — вагон. Вопрос правда, зачем было так явно тыри… отсылать к изыскам всё тех же Вачовстких и пр. — этого мне, видимо, уже никогда не понять. Кто говорит плагиат, я говорю — традиция. В любом случае — красиво.
А что до сюжета — ту же сцену с Светланой-Нео и Егором, разрывающими пасть Антону Городецкому, а также поголовную страсть светлых иных к командным видам спорта, в пылу просмотра прощаешь создателям сразу и вовеки веков. Потому что занятно, бодро, трэшово. Народу, уже сейчас это видно, понравится на ура. Уже сейчас видно и другое — остальной массе народу не понравится так же на ура. Любителям покликушествовать «кому не нравится МиМ — смотрите свой Позор» теперь есть, о чём посудачить на досуге. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось. От себя скажу: начало киногода — замечательное, фильм — удался, прокатная история у него будет — страсть. Но вот никак не получается у отечественных блокбастеростроителей снять свой идеальный фильм, «наше киновсё», всё у нас какие-то недотяжки, то идеология подкачает, то сюжет, то картинка.
Ну никак не выходит каменный цветок. Будем искать. До встречи в кино!
Говорю сразу, писала не я, а Роман Корнеев. Мне - то фильм понравился...
|